Назад

Святитель Игнатий Брянчанинов о терпении скорбей

"Скорби о Христе суть величайший дар Христов"

После призыва к тщательному исполнению евангельских заповедей Игнатий Брянчанинов в своей книге "Приношение современному монашеству" призывает к терпению скорбей. Именно скорби являются препятствием в исполнении заповедей. Скорби приходят внезапно и застают человека врасплох, вынуждая его нарушать заповеди, тем самым отторгая его от Бога и лишая душевного покоя, вынуждая согрешать.
О терпении скорбей писали все святые отцы, святитель же собрал нам самые сливки этого учения и изложил его наиболее доступно, сжато, сделав акцент на самой сути. Словно ярким лучом, Игнатий Брянчанинов высветил нам самое главное в учениях древних отцов о скорбях. Это бесценный труд. Древних отцов без подготовки читать опасно и нелегко. Легко увлечься их подвигами, которые непосильны современному человеку и могут лишь навредить. И упустить самое главное. Читая Игнатия Брянчанинова, вы осознаете, что происходит чудо. И до этого вы понимали важность следования заповедям, терпения скорбей, но после прочтения труда святителя вы осознаете это как-то особенно ясно. Святитель вдохновляет на исполнение заповедей и терпение скорбей с какой-то невероятной силой, словно ярким лучом света он озаряет нам учение древних отцов, сокрытое во тьме прошлого. Через время он продолжает свою проповедь своими трудами, и эта проповедь жжет наши сердца. Умерев, он продолжает спасать наши души, тем самым свидетельствуя, что праведник и его дело не умрут никогда. Через слова книги он наполняет нас Святым Духом, передает нам мудрость, которую стяжал в великих трудах, испытаниях, мучениях.
Вероятно, вы читали древних отцов, имеете примерное представление, как бороться со скорбями. После прочтения книги Игнатия Брянчанинова это примерное представление становится точным. Благодаря труду святителя, вас пронзает понимание самой сути борьбы со скорбями. Вас пронзает луч надежды, что вы сможете победить скорби. Читая его книгу, вы с необычайной силой вдруг получаете желание исполнять евангельские заповеди. Игнатий Брянчанинов словно бы лично преподал вам духовное наставление. Вы были расслаблены и думали спастись то постом, то количеством молитв, то паломничеством. Святитель пришел к вам вместе со своей книгой "Приношение современному монашеству" и расставил все точки над И. Объяснил все от А до Я. Он просто пришел, вразумил вас и ушел. Со скоростью света он преодолел двести лет, озарил наши сердца знанием и вновь исчез на недосягаемой высоте, зовя нас за собой.
Исполнять евангельские заповеди, заповеди блаженства, крутилось у вас в голове. Терпеть скорби. Вот оно, что нужно, чтобы спастись, вот что значит основать свой дом на камне. И вы внутренне настроились, напряглись в ожидании скорбей. Вы приготовились к буре. Вы понимаете, что скорби придут, что вы падете еще и не раз. Но все же вы стали сильнее. Святитель вооружил вас Словом. Вы уже не безоружны перед лицом скорбей. Дьявол уже не действует на вас скрытно. Вы уже не так беззащитны. Внутреннее напряжение , напряжение душевных сил принесли плоды. Скорбям не так легко застать вас врасплох.
Борьба со скорбями начинается с малого. Раньше вы взрывались от самой малости. Чтение святых отцов, чтение Игнатия Брянчанинова вдохновило вас к исполнению заповедей на практике. Вы поняли, что борьба идет каждый день. Не разгневаться на порвавшийся шнурок обуви - уже победа, уже опытное преодоление скорби. Случайно обронить на пол ложку и не закричать на весь дом, так что завибрируют стены и содрогнутся родные и соседи - уже хорошо. Купить и даже съесть испорченные продукты и не проклясть весь белый свет - это и есть смирение. Идти по улице и не проклинать каждого встречного - уже начало любви к ближнему, уже исполнение евангельской заповеди. Болеть и не проклинать небеса - христианское терпение. Евангельскую жизнь можно начать здесь и сейчас. Сегодня. Для этого не нужно ехать в паломничество к Годеновскому кресту. Для исполнения заповедей вообще не нужно никуда ехать. При исполнении евангельских заповедей самый простой, самый дешевый, потертый, заржавевший крестик становится святыней, оберегающей вас от сил зла, исцеляющей от болезни, в первую очередь душевной, потом уже телесной, ведь все болезни начинаются с души, и Христос в первую очередь целитель наших душ, потом уже тел. С исцеленной душой не страшны никакие телесные болезни. При следовании заповедям, при евангельской жизни маленькая бумажная иконка Богородицы озаряет вас светом разума. При нарушении хотя бы одной евангельской заповеди самая древняя и чудотворная икона для вас - просто кусок дерева.
Стать подвижником сегодня, здесь и сейчас. Облачиться в черное и закрыться в землянке - и ничего не изменится. Вы тот же, что были вчера. А при исполнении заповедей вы уже не тот, кто были вчера. Вы - христианин. Меняется ваш ум, ваше сознание, меняется вся ваша природа.
Тот, кто не исполняет заповеди, - живет в придуманном мире, ведет выдуманную самим собой духовную жизнь. Без исполнения евангельских заповедей нет никакого духовного продвижения, никакой благодати. Есть удовольствие от физической нагрузки от поклонов, как после тренировки в тренажерном зале. Приятная усталость и хорошие впечатления от знакомства со многими хорошими людьми после крестного хода, как после похода и пикника в лесу. Радостное чувство от посещения прекрасного столичного храма, как радость после посещения Эрмитажа, интересного музея.
При следовании же заповедям даже один день крестного хода принесет вам колоссальную духовную пользу и незабываемые впечатления. Впрочем, при следовании евангельским заповедям каждый ваш день, даже самый рутинный и будничный, наполняется незабываемыми впечатлениями. Каждый новый день вас ждут новые открытия. Но ждут и скорби, и к этому нужно быть готовым.
Не желать всевозможных казней шумным соседям, не желать разбиться каждой проносящейся мимо слишком быстро или слишком громко машине - христианская кротость, приводящая вас в блаженство. Ведь ад и рай внутри нас самих. Если при каждом шорохе с проклятиями бежать и выяснять его причину, ругаться с соседями, держать себя в состоянии постоянного, мучительного стресса, ненависти - это ли не ад? А смириться, воткнуть в уши беруши, не обращать внимания, заняться интересным, полезным делом, читать Евангелие и мысленно погружаться в океан божественной мудрости - это ли не рай. "Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих" (Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих. Псалом 37). Мысленный ад и мысленный рай. Духовная жизнь - мысленная жизнь. Исправить жизнь в соответствии с Евангельскими заповедями, исправить мысли - достичь мысленного блаженства, духовно преуспевать, даже если вокруг все рушится, что, впрочем, и случится во время смерти. Но и она не сможет вас поколебать, ведь у вас была целая жизнь подготовится к ней и к встрече с Господом и Богом нашим Иисусом Христом.
Стать подвижником сегодня, здесь и сейчас. Игнатий Брянчанинов пишет, что современное монашество, а значит и миряне будут спасаться терпением скорбей. Исполнение заповедей и терпение скорбей - вот залог спасения, вот подвиг и подвижничество.Тот, кто исполняет заповеди, терпит скорби - тот сможет выжить и в землянке, и в одиночестве, и в болезни, и везде он будет хранить душевный покой и благодушие. Смирение в скорбях в дальнейшем позволит вам преуспевать и в посте. Ведь в таком состоянии не тратится энергия, и ее не нужно постоянно восполнять обильными трапезами.
Важно помнить, что не нужно пытаться избежать скорбей, пытаться изменить свое положение в мире, убежать от неудачной жизни в монастырь. Скорби будут действовать те же самые, они будут преследовать вас, сменятся лишь декорации. Вы потом точно так же убежите и из монастыря. Не нужно убегать от плохих соседей, из неудобного жилища. Бог призвал вас здесь и сейчас. Нужно принять все скорби с терпением. "Терпеливостью называю переваривание в себе всякой скорби" (Григорий Богослов). Главная задача - привести свою жизнь в соответствие с евангельскими заповедями. И тогда случится чудо. "Скорби в радость претворяеши". Скорби обратятся в радость. Шум и гам перестанут вас раздражать, вы просто отрешитесь от них. Вы отрешитесь от мира, и он не будет иметь на вас такое сильное влияние, оно будет становиться все меньше и меньше. Даже в шуме вы найдете нечто интересное, ведь это просто звук, и какое же разнообразие звуков в мире, созданном Творцом. Звук - это ведь тоже чудо. "Слуху моему даси радость и веселие". Мы ищем чудес - а чудеса уже окружают нас. В борьбе со скорбями вы приобретете главное качество христианина - терпение. И смирение. От слова мир - мирный дух. В состояния смирения вам станет хорошо и в крохотной комнате, и в монастыре - везде! Вы начнете здороваться с соседями, и даже молиться за них, и будете относиться к ним не как к демонам, которых вы сами впустили в свою душу таким к ним отношением, а как к блудным детям Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Самое главное, помнить, что наш враг - не люди, такие же несчастные пленники этого мира лжи, как и мы сами. Но князь этого мира. Поэтому нужно благословлять и любить даже врагов. Они не враги, они наши братья по несчастью. Наши враги передают нам свое собственное мучение. Они сами страдают. Они передают свое мучение в меньшей степени, чем испытывают его сами. Ведь в источнике мучения мучение очевидно больше. Они тоже скорбят. Мучая нас, они делают нас сильнее, и мы должны быть им благодарны. Через них действует лукавый. Вот с кем нужно бороться, а ближним нужно сострадать, как его пленникам, как больным злобой. Нужно побеждать зло добром. И тогда злоба будет мучить их меньше, когда они почувствуют наше добро, ведь добро это свет, а свет всегда рассеивает тьму. Нужно бороться не с врагами, а со злом в самом себе."Потому что наша брань не против крови и плоти, но[…] против духов злобы поднебесных" (К Ефесянам 6:12).
Итак, по Игнатию Брянчанинову, скорби - это наше обучение, терпение скорбей - это и есть наш крест, с которого начинается любовь к Богу и ближнему. Прочтем же цитаты Игнатия Брянчанинова о терпении скорбей, эти пронзающие тьму неведения лучи, этот духовный бисер божественной мудрости, вооружимся Словом Божиим.

Святитель Игнатий Брянчанинов о терпении скорбей

Святитель Игнатий Брянчанинов о терпении скорбей.
Из книги "Приношение современному монашеству".
Эта книга полезна равно и монахам и мирянам, ведь скорби преследуют каждого, кто следует за Христом.

Некогда святые отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. «Что сделали мы?» – говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «Что сделают те, которые будут после нас?» «Они, – сказал авва, – примут (будут исполнять) делание вполовину против нас». Еще спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион отвечал: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших»

«Что ты унываешь? Разве не знаешь, что монахи последних времен должны спасаться скорбями?»
Когда христианин предаст себя воле Божией, возложит с самоотвержением все свои попечения на Бога, будет благодарить и славословить Его за крест, тогда необыкновенная духовная сила веры неожиданно является в сердце; тогда неизреченное духовное утешение неожиданно является в сердце. Иисус печатлеет ученика, принявшего избрание, Духом — и земные скорби соделываются источником наслаждения для раба Божия.

Всем истинно служащим Господу, праведным правдою Искупителя, а не своею падшею и ложною, попускается много скорбей, но все эти скорби рассыпаются сами собою; ни одна из них не может сокрушить раба Божия: они воспитывают, очищают, усовершают его.

Скорби «о Христе» суть величайший дар Христов (Флп. 1:29), даруемый тем, которые от всей души предались в служение Христу.

всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным, но, когда придет скорбь, тогда восстают и открываются невиданные им страсти, особливо гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для подвижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне. Сверх того, скорби, принимаемые и переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение.
Но те скорби и напасти, которые приходят нам невольно, следовательно, попускаются и устраиваются Промыслом Божиим, должно принимать с величайшим благоговением как дары Божии, как врачевства душевных недугов наших, как залоги избрания и вечного спасения. Плод скорбей, заключающийся в очищении души, в вознесении ее в духовное состояние, должно хранить как драгоценное сокровище. Хранится этот плод, когда подвергшийся искушению и обличению, употребит в это время все тщание пребыть в евангельских заповедях, не увлекаясь страстями, обнаруженными и приведенными в движение искушением. Между евангельскими заповедями и крестом — чудное сродство! Делание заповедей привлекает на рамена делателя крест, а крест усовершает, утончает нашу деятельность по закону Христову, объясняет нам этот закон, доставляет ощущение духовной свободы, несмотря на пригвождение, исполняет нас неизреченною духовною сладостью, несмотря на горечь наружных обстоятельств.
И так, скорби суть по преимуществу удел наш, удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом. Да будет это сведение источником утешения для нас! Да ободряет и укрепляет оно нас при всех постигающих нас разнообразных скорбях и искушениях. Смиримся «убо под крепкую руку Божию, всю печаль (попечение) нашу возвергше Нань, яко Той печется о нас» (1Пет. 5:6–7), и вседушно предадим себя обучению скорбями, при тщательнейшем исполнении евангельских заповедей: такова о нас воля Господа Бога нашего.

Наши скорби большею частью весьма утончены, так что при поверхностном взгляде на них нельзя признать их и скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенные опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их; он усмотрел это, и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении; они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие, и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, уныния, бездействия. Пред Богом ясны и злохитрость сатаны и тяжесть наводимых им браней на современное иночество. Бог увенчает новейших борцов не менее древних, хотя подвиг первых менее явен, нежели подвиг вторых. Мы не должны предаваться расслаблению, унынию и бездействию; напротив того, обратим все внимание и все усилие на исполнение евангельских заповедей. Это исполнение откроет нам бесчисленные козни врага, ту злохитрую обдуманность, с которою они устроены и расставлены. Мы увидим, что современные, по наружности слабые скорби и напасти стремятся, подобно древним сильным скорбям и напастям, отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана. Мы увидим, что слабые искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее в видах сатаны, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые.

В самом деле какой ныне самый благонадежный путь спасения для инока? Тот путь, который способен охранить его от влияния соблазнов извне и внутри. Он заключается по наружности в удалении от знакомства и свободного обращения вне и внутри монастыря, в неисходном по возможности пребывании в монастыре и в келии, а по душе в изучении и исполнении евангельских заповедей, или, что то же, в изучении и исполнении воли Божией (Рим. 12:2) и в безропотном и благодушном терпении всех попускаемых Промыслом Божиим скорбей, при признании себя от искренности сердца достойным этих скорбей. Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении. Смирение истребляет из души и тела все греховные страсти и привлекает в нее благодать Божию. В этом и заключается спасение.

Искушения на инока возникают из следующих четырех источников: из падшего нашего естества, из мира, от человеков и от демонов. Собственно источник искушений один: наше падшее естество. Если б естество не находилось в состоянии падения, то зло не возникало бы в нас самих, соблазны мира не имели бы на нас никакого влияния, человеки не восставали бы друг против друга, падшие духи не имели бы повода и права приступать к нам. Потому-то и говорит Писание: «Кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем». (Иак. 1:14).
Человеки, искушая подвижника, доставляют ему возможность соделаться исполнителем возвышеннейших заповеданий Евангелия, заповеданий о любви к врагам. Любовь к врагам есть высшая степень узаконенной Евангелием любви к ближнему. Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу. Все препятствия отклонены! Вечные затворы и замки расслабели и разверзлись! Уже подвижник не осуждает ближнего; уже он отпустил ему все согрешения его; уже он молится за него как за своего сочлена, принадлежащего одному телу; уже он признал и исповедал, что все скорби, случающиеся рабу Божию, попускаются не иначе, как по мановению Божию; уже он покорился воле Божией во всех обстоятельствах, частных и общественных, и потому со свободою, как наперсник священного мира, как исполнивший относительно ближнего все, повеленное Богом, вступает в объятия Божественной любви. Этого подвижник не мог бы достичь, если б не подвергся различным искушениям от человеков, и по причине искушений не изверг из себя, как бы от действия очистительного врачевства, всей злобы и гордыни, которыми заразилось падшее естество.

Зло есть причина всех скорбей и искушений. Но премудрость и всемогущество Божии служат причиною того, что на рабов Божиих искушения и скорби действуют душеспасительно, доставляя им возможность совершать возвышеннейшие евангельские заповеди, последовать Христу, взяв крест свой, соделываться ближайшими учениками Господа.

Рабы Божии! Знайте наверно, что случающиеся вам скорби приходят не сами собой, а по попущению Божию, и прилагайте возможное тщание, чтоб переносить их с терпением и долготерпением, принося за них славословие и благодарение Богу! Знайте, что противящиеся скорбям и ищущие отклонить от себя скорбный путь, действуют против своего спасения, стремятся в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.

Взятие креста своего, то есть благодушное терпение скорбей, основывается на самоотвержении. Без самоотвержения оно невозможно. Оно является соответственно степени самоотвержения. Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (Мф. 16:24).

Исповедывать самою жизнью свое падение значит переносить все скорби земной жизни как справедливое воздаяние за падение, как естественное, логичное последствие греховности и постоянно отказываться от всех наслаждений как несвойственных преступнику и изгнаннику, прогневавшему Бога, отверженному Богом.