Назад

Старец Варлаам о 4 бранях современного христианина и путях их одоления

Какие 4 брани могут одолевать христианина?

Архиепископ Варлаам Ряшенцев (фото из Яндекс Картинки)
Архиепископ Варлаам Ряшенцев (фото из Яндекс Картинки)

Архиепископ Варлаам ( в миру – Виктор Степанович Ряшенцев, 1878-1942) был родом из купеческого сословия Тамбова. Будучи образованным богословом и священником, он проводил богослужения, преподавал, наставлял людей и писал богословские книги. В частности, по критике французского писателя и историка Эрнеста Ренана.

Эрнест Ренан, историк и писатель (фото из Яндекс Картинки)
Эрнест Ренан, историк и писатель (фото из Яндекс Картинки)

Владыко Варлаам прошел непростой путь служения людям и Богу. Трижды его сажали в тюрьмы (Ярославль, Котлас, Соловки), держали под домашним арестом, запрещали заниматься священно служением, а в завершении жизни приговорили к расстрелу, но заменили приговор 10 годами ссылок.

К слову сказать, родной брат его - епископ Герман Ряшенцев, был расстрелян в 1937 году. Прославлен как священномученник

Икона свмч Германа (Ряшенцева) (фото из Яндекс Картинки)
Икона свмч Германа (Ряшенцева) (фото из Яндекс Картинки)

Архиепископ Варлаам был мудрым прозорливым старцем и добрым, смиренным подвижником благочестия.

Вот, что сказал Владыко по основным браням в духовной жизни.

4 главные брани, которым подвергается христианин:

  1. Высокоумия
  2. Чревоугодия
  3. Корыстолюбия
  4. Блудной

Брань первая - высокоумие.

Она происходит у людей образованных, много читающих и старающихся веру проверить рациональным знанием. Человек совершает здесь ошибку: он хочет понять и увидеть духовные вещи не духовными очами, а обычным разумом, рациональным. Это невозможно. Человек не только не видит их, но за такие попытки терпит напасти неверия и маловерия.

Чтобы этого не было нужно следующее, советует Владыко:

  • не беседовать с помыслами неверия и оставить их,
  • больше читать Святых Книг (Библию, святых), вникая в их смысл и толкование, если хочешь постичь духовные вещи.
  • просить у Бога в молитве живой веры. И тогда невидимые духовные вещи откроются духовным очам и духовному разуму. А рациональный разум будет решать свои задачи, для которых он предназначен.

Брань вторая - чревоугодие.

Эта брань бывает не в начале подвига (когда ревность (эмоциональный запал, мотивация христианина) сильна), а спустя продолжительное время когда ревность (эмоциональный запал) ослабнет.

Чем ревностней человек вначале (эмоционально сильно желает подвигов), тем сильнее впоследствии брань.

Что нужно, чтобы избежать брани чревоугодия?

  • Идти средним путем и просить Бога помощи в поддержании меры.
  • Особенно, надо отказаться от сластолюбия (не есть повкуснее и поприятней). А есть с благодарением Бога и с рассуждением для пользы организма. Сладости и специи очень опасны. Они разжигают эту брань и та начинает овладевать человеком.
  • Нужно есть мало и часто. Недоедать.
  • А досыщать себя не телесно, а духовно, восполнять молитвой. Молитва на голодный желудок бывает крепкой и сильной.

Все люди, которые прожили долгую жизнь, замечает Владыко Варлаам, были постниками, ели мало и мудро, не перегружая желудок сластями и явствами излишними.

Третья брань – корыстолюбия.

Блажен тот, кто довольствуется насущным хлебом и не смотрит далеко вперед, возлагая надежду на Промысл Божий.

Если же человек падает в брани корыстолюбия, то становится:

  • Сух и холоден сердцем
  • Раздражителен.
  • Завистлив и уныл.

Тот, кто не склонен к корыстному тщанию, взаимен обретает дары Духа Святаго, добродетели.

Четвертая брань - блудная.

Она мучает всех людей в той или иной мере, пока человек не достигнет двух добродетелей: чистоты и смирения.

Краткий путь победы над страстями, о котором говорит Владыко Варлаам:

  • не вступать в общение с помыслами, не рефлексировать их излишне.
  • представлять всякий раз, при их появлении, что проводишь свой последний день жизни.
  • думать о деле, которым занимаешься и о послушании Богу.
  • посвящать время краткой сердечной Иисусовой молитве,
  • сокрушаться о своих грехах.