Назад

О Богомыслии и духовном разуме

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.» (Кол. 3: 1-4).

Как христианину избежать стольких соблазнов и греховных искушений в современном мире и не впасть в сети вражии? Сам человек этого сделать не может, не может один противостоять действию духов злобы поднебесной и собственных страстей, потому что духи злобы поднебесной намного сильнее его. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Я сам, убогий Серафим, на себе самом испытал эту борьбу с бесами и погиб бы совершенно, если бы Господь и Божия Матерь не помогли бы мне в том и не защитили бы меня от силы их. А сила их так велика, что и малейший из них ногтем своим может всю нашу землю в одно мгновенье, как мячик, повернуть и повернул бы, если бы в том не препятствовала им Всемогущая десница Божия…». Но как написано: «невозможное человекам возможно Богу.» (Лк. 18: 27). Поэтому помощь искать нужно только у Господа и смотреть на небо. «К Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения, наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых.» (Псалом 122). Всё, что у нас есть хорошего, от Господа, и все победы, когда мы побеждаем кокой-то грех, стоит приписывать не себе, а действию благодати Божией. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5: 3).

Один из способов борьбы с бесами – молитва. Молитва является мощным оружием против сатаны и духов злобы поднебесной. Без молитвы невозможна духовная жизнь. В молитве человек общается с Богом, Царём царей и Господом господствующих; «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф. 17: 21). Ещё способ вести борьбу с бесами, господствовать над грехами и страстями – это мыслить не о земном, а о небесном, Богомыслие. «Богомыслие есть благоговейное размышление о Божественных свойствах, о домостроительстве нашего спасения, о благости, правосудии, всемогуществе, вездесущии, всеведении Божием, о Его творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о святых Таинствах, о Царствии Небесном.» По учению Святителя Феофана Затворника. То есть, если помышлять духовными категориями, а не плотскими, не земными, мыслить не о земном, а о горнем, небесном, если все события воспринимать с духовной стороны, то можно избегать многих соблазнов и греховных искушений, и заповеди будут даваться легче. Змеи, как известно, ползают по земле, в плотских страстях. Если смотреть только на землю, жить только помышлениями о плотском, о земном, то змеи будут жалить. А в мире правят страсти. Сатана, так и называется князем мира сего, потому что он порабощает себе, тех, кто думает только о земном; «ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.» (Ин. 14: 30). «Что диавол есть князь мира и вечной тмы, послушай Самого Христа, Который говорит: грядет сего мира князь, и во мне не имать ничесоже. Князем мира называется он не как властитель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! – И как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берет над ними власть. Князем же тьмы называется он потому, что ниспал от света божественной славы, по причине гордости своей, и сделался наследником вечной тмы. Но Бог и Владыка наш, яко Творец и Устроитель всего мира, естественно и властно есть князь всех – небесных, земных и преисподних, будучи светом невечерним и неприступным и Господом всего – и настоящего, и будущего.» Преподобный Симеон Новый Богослов. Например, если человека несправедливо уволили с работы, или обидели, а он не имеет веры, то это событие доставляет страдание его душе. Он может испытывать обиду, разочарование, злость, зависть, уныние, депрессию и т.д. Его начинают терзать разные мысли, как теперь жить, гложет обида и злость. Все эти мысли мучают и разъедают его душу. Человек ищет справедливости здесь на земле, здесь её нет. «Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть.» (Псалом 9: 23). Он может ещё много времени и нервов потратить на суды, разбирательства и выяснение отношений, чем ещё более будет вредить своей душе и своему здоровью. А если мыслить духовно, иметь веру, надежду на Господа, посмотреть на это с духовной стороны, с точки зрения Евангелия, то та же самая ситуация оборачивается для человека радостью, миром душевным, содействует ко спасению души. Потому что Господь говорит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 44-45). Верующий человек поступая так, приобретает великую милость Божию, получает венец нетленный, может называться сыном Божиим. Эта ситуации содействует совершенствованию его души. А если человек видит в себе страсти в результате этой ситуации, то это содействует его смирению и покаянию перед Богом и тоже содействует ко благу. Не было бы этой ситуации, то какая тогда ему была бы награда от Господа?: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 46-48). А ещё написано: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5: 10). Значит если человек был уволен несправедливо, или обижен несправедливо, но воспринимает это с позиции Евангелия, молится за тех, кто поступил с ним так, то он уподобляется Христу, и поступая так, пребывают в мире, спокойствии, да ещё и после перехода в иной мир может сподобиться Царства Небесного, потому что поступал по заповедям Божиим. Такой человек уподобляется Христу, поступает в мире сём, как Он, а значит и будет прославлен с Ним. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.» (Рим. 8: 17-18). Да и потом верующий человек, мыслящий духовно, знает, что в его жизни действует Промысл Божий, который посылает ему всё нужное ко спасению и пользе души. А такое восприятие возможно только человеку верующему, надеющемуся на Господа и обращающемуся к Нему за помощью.

Человеку, который мыслит так, духовно, надеющемуся на Господа, укрепившемуся в вере, уже никто и ни что не может причинить зла. Точнее не может причинить зла его душе, потому что всё ему содействует ко благу и спасению души. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). Он идёт по жизни легко, а после смерти физического тела, попадает в Царство Небесное. Рай начинается в душе уже здесь на земле: «Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 21). Господь дал нам власть наступать на змей: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;» (Лк. 10: 19). Но это возможно только, если смотреть на небо, искать защиты у Господа, потому что мы сами не можем бороться с вражией силой без Бога. А поэтому надо молиться, читать Священное Писание, участвовать в таинствах Церкви регулярно: таинствах Исповеди и Причастия, и не надеяться на себя и свои силы, а на Господа. «Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.» (Псалом 23: 8-10). Если размышлять о смертном часе, о Страшном Суде, о том, что Бог Всеведующий и Всезнающий, о воздаянии в вечности, помнить об этом, то легче будет исполнять заповеди, удерживаться от зла и творить добро. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Псалом 15: 8).

Примером стяжания Богомыслия и духовного разума для нас являются святые, которые исполнили Евангелие в своей жизни. Но этого они достигли не сразу, а далось им это трудом: покорению плоти Духу, молитвой, постом, борьбой с помыслами, исполнением заповедей Божиих. Вот, например, как мы читаем в Акафисте, к одному из самых почитаемых в России святых святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу: «Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистинну, отче наш Николае, молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси, богомыслием же разум совершен стяжал еси, имже дерзновенно с Богом и Ангелы беседовал еси, всегда вопиющи: Аллилуия.» Отрывок из Акафиста. Святой Николай Чудотворец сподобился от Господа великих дарований и добродетелей, и многие чудеса явил через Него людям Господь. И при своей земной жизни святой являл людям своё милосердие, избавлял людей от болезней и напастей, также и сейчас, Святитель Николай продолжает помогать людям, к нему обращающимся за помощью в молитве, являя свою помощь и заступничество, исцеление от болезней, утешение и наставляя людей на путь спасения. Сегодня, 11 августа, православные христиане празднуют Рождество святого Николая Чудотворца, обращаясь к нему в молитве. Поздравляю всех православных христиан с праздником!

«Святителю отче Николае, моли Бога о нас»!

«На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже Ты совершил eси, oни разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем. Господь, на Небеси Престол Его, oчи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.» (Псалом 10: 1-4).

«Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою.» (Псалом 120: 1-5).

Спаси Вас, Господи!