Назад

Игнатий Брянчанинов о исполнении евангельских заповедей

"Истинное христианство и истинное монашество заключаются в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность". Святитель Игнатий Брянчанинов, "Приношение современному монашеству".

По Игнатию Брянчанинову, самое главное в духовной жизни - это исполнение евангельских заповедей. Не телесные подвиги, не посты, не количество поклонов, хотя они тоже нужны. Но полагаться на них нельзя, сами по себе не спасут самые суровые посты. Спасает постоянное изучение евангельских заповедей и строгое следование им, от падения к падению, все равно, нужно читать Евангелие каждый день и стремиться исполнять заповеди сколько хватит терпения и сил. В этом - спасение! Заповеди иначе называются заповедями блаженства, в следовании им - блаженство! Исполнение евангельских заповедей - кратчайший путь к Богу. Не раздражаться, не гневаться, не помнить зла, не обижаться ни на что, всех прощать, со всеми мириться, смиренно принимать падения и терпеливо начинать все сначала, понуждать, заставлять себя любить Бога и ближнего, когда ненавидишь всех и вся и готов "разить и ломать все вокруг", как писал Иоанн Кронштадтский. Терпеливостью переваривать в себе всякую скорбь, как писал Иоанн Богослов. И уйдут скорби, страсти, уйдет злоба, и останутся лишь смирение, терпение и любовь к Богу и ближнему.
Исполнение евангельских заповедей - в этом все.
Итак, что же пишет об этом Игнатий Брянчанинов в своей прекрасной книге "Приношение духовному монашеству"? Именно с призыва исполнять евангельские заповеди начинается труд святителя. Как просто и в то же время как сложно. Вот истина, она на поверхности, но как легко уклониться от нее в телесные подвиги, впасть в гордыню, в самомнение. Можно поститься как древние, ходить крестным ходом через всю Россию, прочитать десятки псалмов подряд, и не понимать ни одной евангельской заповеди, в которых спасение. Игнатий Брянчанинов в вышеупомянутой книге пишет: "...Поклоны, совершаемые для числа, неодушевленные правильным умным и сердечным деланием, более вредны, нежели полезны. Подвижник, исполнив их, начинает радоваться. Вот, говорит он сам себе, подобно упоминаемому в Евангелии фарисею, и сегодня Бог сподобил положить (примерно) триста поклонов! Слава Богу! Легкое ли дело? В нынешние времена триста поклонов! Кто ныне несет такое правило?"
Вот он, идеальный пример гордыни и духовной слепоты. Этот пример мог бы показаться даже забавным, но речь идет о гордыне, о самом страшном, сатанинском грехе. Триста поклонов, но ведь это просто смешно, если рассудить, ведь кто-то управляет космической станцией, кто-то написал триста полезных книг, сделал триста изобретений, спас от смерти триста человек. Что такое в сравнении с этим триста поклонов. Эти поклоны и посты никому не нужны, кроме нас самих, если они не делаются с целью лучше следовать евангельским заповедям, служить Богу и ближним. Если такой цели нет, то не принесет пользы крестный ход и вокруг всего земного шара. Вся жизнь должна быть подчинена евангельским заповедям. Если бы все следовали евангельским заповедям, на земле воцарился бы рай. Не было бы ни вопля, ни шума, все жили бы, думая об окружающих, любя Бога и ближнего. "Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы" (От Матфея 12:19-20). Евангелие учит человека с трепетом относиться к творению и ближнему.
Книга "Приношение современному монашеству посвящена не только монахам". Следовать евангельским заповедям - обязанность каждого христианина, необходимое условие спасения. Христианин, живущий в миру, - он тоже подвижник, он тоже должен стремиться жить почти как монах, чтобы спастись, поэтому эти цитаты обращены ко всем нам. Жизнь в миру будет безопасна и мирна, как в монастыре, при следовании евангельским заповедям и ежедневном их повторении, ежедневном чтении Евангелия.
Поэтому эти цитаты из книги святителя Игнатия Брянчанинова "Приношение современному монашеству" обращены ко всем нам:

"Инок с самого вступления своего в монастырь должен заняться со всевозможною тщательностию и вниманием чтением святого Евангелия, изучить его так, чтоб Евангелие всегда предстояло его памяти и он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла имел в памяти готовое наставление Евангелия"

"Обетование для исполнителя евангельских заповедей заключается в том, что он не только спасется, но и вступит в теснейшее общение с Богом, соделается богозданным храмом Божиим"

"«Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Очевидно, что Господь приходит в сердце исполнителя заповедей"

"надо так изучить евангельские заповеди, чтоб они сделались достоянием, имуществом ума, тогда только возможно точное постоянное исполнение их, такое исполнение, какого требует Господь. Является Господь исполнителю евангельских заповедей духовно и видит Господа исполнитель заповедей духовным оком, умом, видит Господа в себе, в своих помыслах и ощущениях, осененных Святым Духом"

"Святый Иоанн Лествичник определяет монаха так: «Монах тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время, руководствуется единственно Божиими заповеданиями и Божиим словом»"

"Блаженный старец Серафим Саровский говорил: «Надо так приучить себя, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою» "

"…такой твердости, какую доставляет душе исполнение заповедей Христовых, не может доставить никакое другое средство или пособие: сила Христова действует в заповедях Его"

"Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей, основал его на твердейшем камне. В какое бы он ни был поставлен положение обстоятельствами жизни, подвиг его всегда с ним. Он непрестанно делает, он непрестанно подвизается, он преуспевает непрестанно, хотя дело его, хотя подвиг его и преуспеяние неприметны и непонятны для других. Какие бы ни постигли его скорби и искушения, они не могут ниспровергнуть его"

"Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов, с которыми посредством падения человечество вступило в общение и в один разряд существ отверженных, враждебных Богу, обреченных на погребение в темницах ада"

"Изучая Евангелие, стараясь исполнять его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию Православной Церкви. Евангелие в непродолжительное время возведет тебя от младенческого возраста к зрелому возрасту о Христе, и ты соделаешься тем блаженным мужем, которого воспел вдохновенный пророк, который «не иде совет нечестивых, и на пути грешные не ста, и на седалище губителей не сиде: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1:1–3)"

"То знай наверно, что ты везде преуспеешь, и в общежительном, и в штатном монастыре, если займешься изучением и исполнением евангельских заповедей; напротив того, везде останешься без преуспеяния и чуждым духовного разума, везде придешь в состояние самообольщения и душевного расстройства, если пренебрежешь изучением и исполнением евангельских заповедей. До конца жизни не преставай изучать Евангелие! Не подумай, что ты довольно знаешь его, хотя бы и знал его на память! Заповедь Господня «широка зело» (Пс. 118:96), хотя и заключается в малых словах. Заповедь Господня бесконечна, как бесконечен изрекший ее Господь. Делание заповедей и преуспеяние в них беспредельны: самые совершенные христиане, приведенные в состояние совершенства Божественною благодатью, пребывают несовершенными по отношению к евангельским заповедям"

"Удобно разрушается жительство, по-видимому благое, тех, которые полагают в основание ему исключительно какой-либо телесный подвиг, или и многие подвиги, иногда весьма трудные и весьма выставляющиеся, но не обращают должного внимания на евангельские заповеди. Очень часто случается, что подвижники даже не обращают никакого внимания на евангельские заповеди, открыто попирают их, не давая им никакой цены и нисколько не понимая их важности. Такие подвижники при встретившемся неожиданно искушении или при нечаянной перемене в жизни не только колеблются очень скоро, но и подвергаются совершенному нравственному расстройству, названному в Евангелии велиим разрушением храмины душевной".

"…небрегущий о заповедях сам губит себя, оставаясь в плотском и душевном состоянии, в состоянии падения, развивая в себе это падение"

"…мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа. Употребим, братия, все тщание, чтоб соделаться исполнителями евангельских заповедей! Неизвестно, когда придет смерть; могут потребовать нас на суд внезапно, в то время, когда нами наименее ожидается это требование. Блаженны приготовившие себя к переходу в вечность евангельскою жизнию! Горе нерадивым, невнимательным, своевольным, самомнительным! Горе не расторгшим общения с сатаною! Горе не вступившим в общение с Богом! Большее горе вступившим в это общение и отвергшим его!"

"Суд бывает частный для каждого христианина немедленно после его смерти, и будет общий для всех человеков при втором пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа. На обоих судах присутствует и судит Сам Бог.
Кодекс или собрание законов, на основании которого будет производиться суждение и произноситься приговор на обоих судах - Евангелие".

Предлагаю всем прочитать книгу святителя Игнатия Брянчанинова "Приношение современному монашеству". Эта книга будет современна всегда. В ней вечная истина. Каждое слово книг святых отцов наполняет нас Святым Духом, духом подвижников, победным духом тех, кто достигли спасения, каждое слово, каждая новая прочитанная страница освящает и просвещает нас и возводит на новую высоту, все выше и выше, к звездам, к Богу.