Назад

Святитель Лука о духе уныния и 5 источниках его

Святитель Лука Крымский (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Лука Крымский (фото из Яндекс Картинки)

Дух уныния – дух упадничества, пессимизма, отсутствия вдохновения, смысла, желаний созидательных и сил творческих. Человек не верит в свои, Богом данные силы и не видит возможностей жизни. Считает себя пропащим по жизни, а не споткнувшимся, в каких-то ее перипетиях, которому стоит встать, возродиться (иногда основательно) и двигаться дальше.

От такого упаднического, расслабляющего духа просит святой Ефрем Сирин Бога избавить его в великопостной молитве. Просит глубоко и слезно.

Преп. Ефрем Сирин (фото из Яндекс Картинки)
Преп. Ефрем Сирин (фото из Яндекс Картинки)

Христианству, как говорит святитель Лука Крымский, не свойственен дух уныния по сути своей, он чужд ему, он залетный.

И задает такой вопрос:

«..человек с упадком духа может ли обладать силой духовной, бодростью духовной, необходимыми для того, чтобы идти по узкому пути, неутомимо борясь с бесами?» (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Об унынии. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина)

И отвечает:

« Конечно, нет ».

Христианству свойственен другой дух - бодрости, энергии, силы воли, силы характера . Христианство это религия воскресения человека и жизни его созидательной. И сам святитель показывал это в делах жизни своей земной.

Апостол Павел, в Послании к Галатам, говорит:

"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (посл. к Галатам 5:22-23)".
Апостол Павел (фото из Яндекс Картинки)
Апостол Павел (фото из Яндекс Картинки)

«Подлинный дух, сущность христианства, - говорит святитель Лука - вовсе не уныние, а праведность, мирная радость о Духе Святом».

«Мысли христианина сосредоточены на вечном, на Царстве Божьем, обращении к Господу Иисусу Христу, поэтому он всегда серьезен и задумчив» - подчеркивает он.

Есть и другое, более совершенное состояние души христианской, которое стоит стяжать – наполненность сердца пасхальной радостью. Многие святые, особо светились ей, нося в сердце всегда, отгоняя духов уныния от тысяч людей рядом. Не сразу такое состояние сердца достигается, очищать сердце стоит покаянием, молитвой и наполнением духом Божьим. Но такой цели стоят духовные труды человека.

Святые люди, хоть и вели жизнь Богоугодную, и то нередко впадали в уныние.

Но они хорошо понимали, что именно с ними происходит. Они разумели, что их одолевает именно этот упаднический дух - уныния. И они не лелеяли его в себе, не оправдывали себя, а гнали дух уныния прочь.

Отчего людей охватывает дух уныния?

5 источников уныния указывает святитель Лука Крымский:

1. Человек достигает высоких достижений и начинает мнить о себе, Божия благодать его оставляет.

Стоит заметить, что такое явление наступает как в духовной, так и в мирской жизни.

Стал человек успешным, возомнил о себе лишнее, и дух уныния сразу же приходит в душу. Достиг каких-то успехов в жизни духовной (молитвах, постах, бдениях) и возгордился. Приходит уныние и расхищается благодать Божья.

Стоит, зная это, спокойно в сердце своем относиться к успехам и достижениям, и не превозносится ими перед собой и другими, чтобы не расхищаться в благодати. Учиться смирению, как спокойному отношению и к победам, и поражениям в жизни, как мирской, так и духовной.

2.Последствия праздной жизни приводят к унынию.

Человек расслабляется, не ставит и не достигает цели в духовной и обычной жизни, не старается, не ищет - и в двери его души стучит уныние. Возникает вакуум души, пустота.

Праздность – мать уныния. Так ее называет святитель Лука Крымский.

Стоит понимать мотивы сердца, ставить новые цели, как в духовной, так и в обычной жизни, искать, осваивать новое, идти вперед.

Великих подвижников направляет Бог. Обычный христианин волевым усилием ставит цели и берется за трудности, помня, что "Царство Божье силой берется". Хуже, впасть в уныние и пассивно ждать, когда Бог подвигнет тебя Сам. Человек ждет Бога, Бог человека и ничего не происходит. Стоит человеку делать шаги и Бог, увидя их, поможет.

3. Пессимизм как черта характера.

Есть люди, у которых доминанта сознания (выражение академика А.А. Ухтомского, о котором были статьи на канале) всегда сконцентрирована на плохом.

Академик и епископ А.А. Ухтомский (фото из Яндекс Картинки)
Академик и епископ А.А. Ухтомский (фото из Яндекс Картинки)

Об этой черте говорит и преп. Паисий Святогорец в притче о мухе и пчеле: пчела всегда летит на мед, муха на грязь (об этом тоже есть статья на канале).

Св. Паисий Святогорец (фото из Яндекс Картинки)
Св. Паисий Святогорец (фото из Яндекс Картинки)

Происходит какое-то непонятное событие, возникает неопределенность. Человек, склонный к пессимизму, обязательно в сердце своем предполагает, что все будет плохо и очень плохо. В сердце живет дух этот. Оттуда и надо его изгонять.

В преломлении к земной жизни, на языке бизнеса, это звучит как больше видит риски, чем возможности, перестраховывается всесторонне, и не рискует никогда.

В научных исследованиях по психологии замечено, что люди, находящиеся в праздном состоянии духа (безмерном веселии и беззаботности) блокируют логику, а в подавленном (уныние) - интуицию. Интуиция - это то, что позволяет человеку обнаруживать скрытые возможности жизни (Психология общих способностей. проф. В.Н. Дружинин)

Святитель Лука замечает:

«Если склонен человек замечать в жизни только темное, только дурное, овладевающее им уныние все возрастает, доходит до того, что человек не видит ничего доброго » (там же)

«Держи ум во аде» - сказал Бог св. Силуану Афонскому, пришедшему в отчаяние – «и не отчаивайся» (потому что Бог рядом, Он милостив и Он спасет).

Пессимист все внимание переносит на первую часть и целиком уходит в ад мыслей, варясь в них как в котле заживо. Он дословно воспринимает смысл первой части, упуская вторую. Стоит больше вникать в смысл второй части и всего этого выражения: не отчаивайся, уповай на Бога, считая Его Владыкой жизни и действуй в согласии с Ним.

Св. Силуан Афонский (фото из Яндекс Картинки)
Св. Силуан Афонский (фото из Яндекс Картинки)

4. Горести жизни.

Трагедии, потери, которые происходят в жизни. У кого только они не случаются. Но одни выходят из них, а другие постоянно носят в памяти.

"То, что не убивает нас - делает сильней".

Сам святитель Лука пережил великую трагедию в жизни в 1919, потерю в юности своей горячо любимой супруги - Анны. Но он не стал жить на ее могиле, не стал убивать себя. А думал, как встретится с ней в будущем на Небесах. А пока послужит Богу и людям здесь. Раз ему дана земная жизнь.

«Если сосредоточиться не на темном, а на светлом, не на тленном, а на вечном, – дух уныния уйдет » - говорит святитель Лука (там же).

5. Тяжелые болезни.

Они могут приводить в глубокое уныние. Но этого не стоит допускать.

Как болел святой Порфирий Кавсокаливит в завершении земной жизни? Но он не только не переживал и не раздражался о своей болезни, но еще и людей принимал, и утешал их. Сам весь больной, а другого утешает. Вот дух бодрости, противоположный унынию.

Св. Порфирий Кавсокаливит (фото из Яндекс Картинки)
Св. Порфирий Кавсокаливит (фото из Яндекс Картинки)

Св. преп. Амвросий Оптинский был очень болезненным человеком, но из всех оптинских старцев более всего умел утешить, ободрить, пошутить умело, что людям с ним становилось хорошо, уныние уходило.

И примеров немало.

Св. Амвросий Оптинский (фото из Яндекс Картинки)
Св. Амвросий Оптинский (фото из Яндекс Картинки)

Средства против уныния, о которых говорит святитель Лука Крымский:

Святитель Лука о духе уныния и 5 источниках его

  • Не сосредотачиваться на том, что вызывает уныние, а наоборот, на Боге, на Свете, на лучшем.
  • Прибегать к молитве, в том числе и святого Ефрема Сирина. Она очень созидательна и гонит дух уныния на корню.
  • Хорошо помогает богослужение, побыть на богослужении. Богослужение, как особое искусство, песнопение, пение акафистов, слушание акафистов в хорошем исполнении, воздействует сразу на сердце. А дух уныния живет именно в нем, оттуда его надо изгонять.
  • Хорошо помогает глубокая исповедь об одолевающем духе унынии в сердце и просьба к Богу избавить от него именно в сердце. От Святых Таинств Христовых - исповеди и причастия - к которым человек подходит честно, глубоко осмысленно - бежит тьма и духи худые.